Идеи

Туризм без вреда: миссия выполнима?

Переполненный транспорт, резкий рост цен на недвижимость, деградация экосистем — вот лишь некоторые из последствий избыточного наплыва туристов для местного населения. В связи с этим во многих городах мира, включая Барселону, Венецию, Киото и Бали, местные власти пытаются искать компромисс между ограничением потока посетителей и получением экономических выгод от туризма. Однако найти золотую середину не так просто.
...

Джозеф М. Чир
Преподаватель предмета «Устойчивый туризм и наследие» в Университете Западного Сиднея (Австралия), сопредседатель Совета по вопросам устойчивого туризма в будущем при Всемирном экономическом форуме, один из главных редакторов научного журнала Tourism Geographies.

 

Массовый туризм вызывал беспокойство еще в 1975 году, когда вышла в свет книга Луи Тернера и Джона Эша «Золотые орды: международный туризм и периферия развлечений» (англ. The Golden Hordes: International Tourism and the Pleasure Periphery). Под выражением «золотые орды» авторы подразумевали толпы туристов, сравнивая их воздействие с «огромным ущербом, нанесенным культуре в результате великого нашествия варваров».

С тех пор эти «золотые орды» не перестают увеличиваться. По мере роста материального благополучия, расширения доступа к информации и технического прогресса все больше людей имеют возможность и могут позволить себе путешествовать. Туризм сегодня лежит в основе местной и национальной экономики многих стран, а в 2023 году туристический рынок составил 9,1 % мирового ВВП, оцениваясь в 9900 млрд долларов.

В последние годы в обиход вошел термин «овертуризм»  (от англ. overtourism, «избыточный туризм»), как правило, использующийся для описания ситуации, когда поток туристов превышает возможности туристического объекта. Однако такой акцент на симптомах, а не на причинах дает слишком упрощенную картину этого сложного явления. Избыточный туризм, который отрицательно отражается на жизни местного населения и самобытном характере места, наносит ущерб культуре и приводит к ухудшению социальной и экологической обстановки, является результатом длительных, постепенных изменений, обусловленных стремлением повысить экономическую выгоду от туризма.

Места, где вы «обязаны побывать»

В книге 2019 года «Овертуризм: крайние проявления, недовольство и меры в области путешествий и туризма») (англ. Overtourism: Excesses, Discontents and Measures in Travel and Tourism), которую я написал вместе с Клаудио Милано и Мариной Новелли, овертуризм определяется как чрезмерное число посетителей, в результате которого местное население вынуждено «испытывать на себе последствия временных и сезонных наплывов туристов, приводящих к устойчивым изменениям в его укладе, к невозможности пользоваться теми или иными благами и к общему ухудшению качества его жизни».

Следует отметить, что критика в отношении превышающего разумные пределы туризма звучит уже давно, с тех пор как достижения в сфере воздушного транспорта позволили посещать достопримечательности, ранее недоступные ввиду их удаленности или высокой стоимости поездки. Еще в 1963 году на необходимость регулирования туристских потоков намекал немецкий географ Вальтер Кристаллер. «Я боюсь упоминать эти места, ведь тогда я буду виноват в том, что о них узнают», — говорил он о риске превращения малоизвестных объектов в «популярные курорты, где вы просто обязаны побывать».

Что же касается самого термина «овертуризм», то достоверно неизвестно, когда он появился впервые. Однако уже в 2001 году австралийская журналистка Фрея Питерсен употребила его в статье для газеты Sydney Morning Herald, рассказывая о неудобствах, вызванных перегруженностью туристами археологического памятника Помпеи.

«Туристическое загрязнение»

Примеры избыточного туризма можно встретить на всех континентах. При этом он может вызывать недовольство по различным причинам. Так, в Бали (Индонезия) это явление привело к увеличению стоимости жизни и росту столкновений на культурной почве, обусловленных осквернением приезжими местных святынь. Общественная инфраструктура не поспевает за развитием туристической отрасли, что находит выражение в пробках на дорогах и чрезмерном спросе на воду.

Японский город Киото, чье богатое культурное наследие привлекает толпы туристов, страдает от так называемого «туристического загрязнения» или «канко когай». В этой связи в городе предпринимаются попытки урегулировать поток туристов.

На небольших островах избыточный туризм становится испытанием для социальной и окружающей среды 

Чрезмерный туризм отражается и на состоянии экологии, особенно на небольших островах, где он становится испытанием для социальной и окружающей среды. Это подтверждают остров Боракай на Филиппинах, Комодо в Индонезии и бухта Майя Бэй в Таиланде.

Ущерб могут нанести и круизные лайнеры, как можно видеть на примере Венеции, потребительское отношение к которой достигло высшей точки. В этом городе, ставшем символом овертуризма, больше всего страдают именно те районы, куда причаливают лайнеры, и местные власти пока не нашли эффективного решения этой проблемы. Венеция позволяет наглядно увидеть противоречивый характер овертуризма, когда в погоне за экономическими выгодами его социальные и экологические последствия отодвигаются на второй план.

Последствия массового туризма ощущает на себе и Барселона (Испания). В 1992 году, когда город стал местом проведения летних Олимпийских игр, о нем узнал весь мир, и с тех пор о его культурном наследии, включая такие архитектурные шедевры, как Саграда-Фамилия Антони Гауди, знаменитую каталонскую кухню и самобытные традиции, не перестают звучать хвалебные отзывы. Власти Барселоны прилагают активные усилия по сдерживанию не перестающих расти потоков туристов, в частности путем ограничения доступа к наиболее популярным достопримечательностям, например к парку Гуэль.

Хотя ситуация в разных уголках планеты может немного отличаться, в целом последствия овертуризма для местного населения одинаковы, независимо от страны и региона. С распространением практики аренды жилья для туристов и, как следствие, ростом цен на недвижимость местные жители зачастую вынуждены искать жилье за пределами родных кварталов, а небольшие магазины вытесняются крупными торговыми марками.

Избыток приезжих затрудняет местному населению посещение магазинов и выполнение других бытовых задач, а шум в ночное время и выходящее за рамки норм поведение некоторых туристов, включая употребление наркотиков и алкоголя в общественных местах и мелкое хулиганство, меняют облик кварталов, в результате чего местные жители больше не чувствуют себя как дома. Чрезмерное количество посетителей разрушает уникальную атмосферу места, при этом многие из них даже не замечают, что именно делает его особенным, обращая внимание лишь на то, что будет эффектно выглядеть на фотографии в соцсетях.

Налог на въезд и комендантский час

В ответ на связанные с овертуризмом проблемы органы местного самоуправления и государственной власти начали принимать различные меры, спектр которых постоянно расширяется. Однако определить то, какие из них наиболее успешны в долгосрочной перспективе, можно будет лишь по итогам нескольких туристических сезонов, а большинство применяемых в настоящее время подходов к регулированию турпотока начали использоваться недавно, после пандемии COVID-19. Тем не менее, достигнутые на сегодня результаты уже позволяют наметить ряд перспективных решений.

Снизить перегруженность туристами позволяет сокращение числа круизных лайнеров

Так, в прибрежных городах снизить перегруженность туристами позволяет сокращение числа или полный запрет на прибытие круизных лайнеров, толпы людей с которых на один день заполоняют город. Например, в Амстердаме было принято решение удалить круизный порт от центра города.

Свою эффективность также показывают меры по ограничению числа посетителей на популярных объектах и по перераспределению потока туристов, будь то в музее, городе или стране, за счет направления их к менее известным достопримечательностям. Так, во Флоренции желающим увидеть статую Давида Микеланджело в Галерее при Академии изящных искусств ненавязчиво предлагают познакомиться с другими экспонатами музея, а в Амстердаме популярная у любителей селфи скульптура «I 🖤 Amsterdam» была перенесена из центра города на другое место. Кроме того, турагентства все чаще советуют своим клиентам выбрать для отпуска альтернативные направления, например Валенсию вместо Барселоны для Испании.

Помимо этого предпринимаются попытки защитить местных жителей и их право на достойные жилищные условия. Для сдачи жилья в краткосрочную аренду все чаще требуется специальное разрешение или регистрация, что позволяет получать данные о количестве такого жилья в квартале. Введение комендантского часа помогает снизить риск шума и других случаев нарушения спокойствия в ночное время.

Некоторые туристические направления, такие как бухта Майя Бэй в Таиланде и остров Боракай на Филиппинах, уже закрывались для посещения на несколько месяцев, чтобы дать природе возможность естественным образом восстановиться, а Фарерские острова временно закрываются каждый год.

Менее успешным оказалось введение платы — относительно скромной — за вход для туристов, как это было видно на примере Венеции (Италия) и Японии. То же можно сказать и о других видах сборов с туристов, например за 30-дневные визы для посещения Бали, которые не уменьшают поток посетителей.

Непростой компромисс

Время покажет, насколько такая политика эффективна, но одно можно сказать наверняка: учитывая, что чрезмерный туризм никуда не исчезнет, в этой сфере необходимо найти компромисс. Некоторые, например один из создателей путеводителей Lonely Planet Тони Уилер, утверждают, что смягчить последствия овертуризма может изменение привычек путешественников, если те будут готовы посещать не только культовые места, но и «отходить на две улицы дальше». «Удивительно, насколько другим может оказаться город всего в паре кварталов от главной улицы», — говорит Тони Уилер.

Таким образом, задача состоит в том, чтобы найти золотую середину. Меры по сокращению числа посетителей должны быть тщательно продуманы, ведь в противном случае они могут лишить местное сообщество важного источника дохода. Поиск компромисса — это непростая задача, требующая совместить эффективное регулирование и планирование с учетом интересов местного населения.

Мы не должны упускать из виду позитивный вклад туризма в развитие сообществ и их будущее. Как уверяет Тони Уилер, «на каждый многолюдный мегаполис, вероятно, найдется дюжина мест, которые с удовольствием видели бы у себя больше туристов».

Туризм и всемирное наследие

Если туристы могут стать источником дохода для некоторых объектов всемирного наследия, они также способны ухудшить качество жизни местного населения, усугубить проблему перенаселенности и повысить нагрузку на экологию и ресурсы. В этом отношении решающую роль играет ответственное поведение посетителей. ЮНЕСКО также вносит вклад в решение этих проблем, уделяя внимание регулированию потока туристов, разъяснительной работе на объектах и инновациям. 

Стремясь содействовать борьбе с чрезмерным туризмом, Организация реализует целый ряд проектов по всему миру. Так, сайт World Heritage Journeys, созданный совместно с National Geographic, призывает посещать малоизвестные объекты всемирного наследия в Европе. Еще один пример: ЮНЕСКО помогла властям города Мостар в Боснии и Герцеговине, куда туристы приезжают, как правило, всего на один день, разработать так называемый Mostar Pass, мотивирующий посетителей продлить свое пребывание в городе и ознакомиться с другими аспектами его культуры. Также была введена система электронных виньеток, позволяющая взимать плату за въезд в Мостар с туристических автобусов. Ожидается, что вкупе эти две инициативы, стартовавшие в 2023 году, будут приносить городу 8 млн евро ежегодно.

В рамках программы Cash for work («Деньги в обмен на работу») ЮНЕСКО также оказала помощь в реставрации традиционных лодок для проведения экскурсий на территории храмового комплекса Ангкор (Камбоджа), что позволило создать 40 рабочих мест, рассредоточить наплыв посетителей и увеличить доходы от туризма. 

Subscribe

Подписаться на «Курьер ЮНЕСКО»